(812) 244-17-03
Полезная информация
Каталог продукции Области применения Рекомендации производителей Полезная информация Контакты

Поиск по сайту

Новости

Специальная водоустойчивая смазка Elkalub VP 818

Используется для смазывания бесшумных подшипников со скоростным фактором ndm от 500.000.

подробнее

02.07.2014

Пищевая смазка Elkalub VP 886

Используется для смазывания деталей оборудования, применяемого в пищевой промышленности.

подробнее

04.06.2014

Чистящий спрей FLC675R+S для цепей

Используется для смазки цепей, а также для энергоблоков, которые подлежат ремонту.

подробнее

29.04.2014

Новый продукт FLC 900

Cпрей для очистки поверхностей от масел, жиров, воска, грязи и остатков краски.

подробнее

20.03.2014

Допуски для LFC 9068

Синтетическое масло LFC 9068 получило допуск от Atlas Copco и Kaeser.

подробнее

11.03.2013

Вся лента новостей

Антифрикционные смазки

Антифрикционные смазки — пластичные смазки для уменьшения и предотвращения износа трущихся деталей, снижения трения скольжения. Для приготовления антифрикционных смазок используют гл. обр. нефтяные масла малой и средней вязкости (v50 – от 20 до 50 мм2/с, где v50-кинематич. вязкость при 50°С), реже — более вязкие нефтяные и синтетич. масла (до 0,5% произ-ва антифрикционные смазки). Загущают антифрикционные смазки обычно солями высших жирных к-т (Li, Ca, Na, Ba, A1 и смешанными), а также гидрофобизированным силикагелем, глиной, неорг. пигментами, алкил-, ацил- и арилпроизводными мочевины, полимерами и др. Стойкость к окислению, консервационные и противоизносные св-ва улучшают, вводя соответствующие присадки к смазочным материалам.

Антифрикционные смазки применяют в узлах трения всех видов, кроме скоростных подшипников, редукторов и механизмов с циркуляц. смазочной системой, где вместо них используют смазочные масла. Антифрикционные смазки лучше, чем масла, удерживаются в узлах трения на движущихся деталях, вертикальных пов-стях. При их применении снижаются требования к герметичности смазываемых узлов, но не осуществляется теплоотвод от трущихся деталей.

Антифрикционные смазки работоспособны при т-рах от -100 до 350°С. Миним. т-ра лимитируется гл. обр. увеличением динамич. вязкости (св. 2 кПа*с при скорости деформации 10 с-1), максимальная — т-рой плавления или разложения загустителя, испаряемостью, стойкостью к окислению, трибохим. стабильностью и др.  Эксплуатац. св-ва антифрикционные смазки зависят также от их реологич. характеристик, мех. и коллоидной стабильности, термо- и водостойкости. При техн. контроле антифрикционные смазки, как правило, оценивают и их  условные показатели: пенетрацию — глубину погружения (в долях мм) стандартного корпуса за 5  с и т-ру каплепадения по Уббелоде.

Антифрикционные смазки общего назначения для обычных т-р (солидолы)получают загущением нефтяных масел (v50 – от  20 до 50 мм2/с) Са-мылом (10-15%) на основе жиров (солидол Ж) или синтетич. жирных к-т (солидол С). Выпуск солидолов в разл. странах составляет от 30 до 70% всех антифрикционные смазки. Они водостойки, имеют низкую т-ру каплепадения (75-100°С), хорошие противоизносные св-ва и применяются при невысоких скоростях, нагрузках и т-рах от -30 до 70°С.

Антифрикционные смазки общего назначения для повышенных т-р (консталины и др.) приготовляют загущением нефтяных масел Na-мылами. Они не водостойки, работоспособны до 110-120°С, поэтому заменяются многоцелевыми антифрикционные смазки, получаемыми в основном загущением нефтяных масел (v50 – 50 мм2/с) Li-мылом 12-гидроксистеариновой к-ты. В многоцелевые антифрикционные смазки вводят антиокислительные, антифрикционные и др. присадки. Произ-во отечеств. многоцелевой антифрикционные смазки литол-24 достигло 30 тыс. т/год (1983). Многоцелевые антифрикционные смазки используют во всех осн. узлах трения. Они водостойки, механически стабильны, характеризуются высокой т-рой каплепадения (170-200°С). Литол-24 заменяет практически все смазки общего назначения.

Термостойкие смазки приготовляют гл. обр. на основе синтетич. масел — полиорганосилоксановых, перфторал-килполиэфирных и на основе вязких нефтяных масел. Загущают их смешанными мылами, неорг. пигментами, техн. углеродом, силикагелем. Эти смазки применяют при т-рах до 250°С, кратковременно (десятки часов) – до 350°С.

Морозостойкие антифрикционные смазки получают загущением нефтяных и синтетич. масел, имеющих небольшую вязкость при низких т-рах. Их используют в маломощных механизмах, эксплуатируемых на открытом воздухе в Арктике, а также в узлах летательных аппаратов и т. п.Такие смазки работоспособны до -60°С, а  иногда и при более низких т-рах.

Противозадирные антифрикционные смазки содержат эффективные присадки или антифрикц. добавки (MoS2, графит, политетрафторэтилен и т.д.). Их применяют в тяжелонагруженных подшипниках скольжения и качения. В особых случаях используют противоизносные, приработочные пасты, содержащие до 60-70% MoS2.

Химически стойкие антифрикционные смазки инертны к газообразному и жидкому О2, H2SO4, HNO3, аминам, гидразинам и др. агрессивным средам. Их получают загущением фторорг. жидкостей, синтетич. углеводородных масел (реже — белых масел) политетрафторэтиленом, силикагелем, белым парафином. Широко распространены относительно дешевые углеводородные смазки, ограниченно стойкие к окислителям. Особо стойки к окислителям, аминам и иным коррозионноактивным средам антифрикционные смазки на основе перфторалкилполиэфиров, применяемые, напр., в кислородно-дыхат. аппаратуре, насосах для окислителей и ракетных топлив.

Радиационно-стойкие антифрикционные смазки приготовляют загущением ароматизиров. нефтяных масел или алкилбензолов силикагелем. Они стойки при поглощенных дозах излучения до 106-107 Гр, а обычные смазки-до 5?103-104Гр.

Различают также неск. групп специализиров. А.с — индустриальные, автомобильные, железнодорожные, авиационные, космические, приборные.

Мировое произ-во антифрикционные смазки 0,8-1 млн. т/год (3-4% от выпуска всех смазочных материалов). Общее число марок антифрикционные смазки, вырабатываемых в разных странах, достигает 5000, в СССР-до 200. Главные области потребления (>50% от выпуска) — с.-х. и индустриальные механизмы, автомобильный транспорт.

Лит.: Синицын  В. В., Подбор и применение пластичных смазок, 2 изд., М., 1974; его же, Пластичные смазки в СССР. Ассортимент. Справочник, М., 1979.